Открытки “Для почты”

Postcard

В четвертый раз я продолжаю свою традицию с рассылкой ограниченной серии открыток под конец года. Для того чтобы получить открытку напечатанную методом ручной шелкографии, каждый желающий может заполнить форму заявки и я отправлю открытку по адресу совершенно бесплатно в любую точку мира! Правда в этот раз каждому предоставляется возможность поддержать проект свободным пожертвованием, перечислив небольшую сумму на почтовые расходы и производство открыток.

В 2017 году больше всего я занимался выставкой «Обратно домой» в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции. Практически утопическая идея вернуть здание музея к жизни даже после закрытия выставки остается для меня важной. На входной двери музея сохранилась на половину оторванная, покрытая слоями краски прорезь для почты с отлитой надписью «Для писемъ». В надежде, что я еще вернусь в музей и открою его двери снова, я предлагаю каждому получившему мою открытку в ответ отправить свою открытку на адрес Музея нижегородской интеллигенции. Если мы когда-нибудь, на что я надеюсь, вернемся в музей, там нас будет ждать множество писем, которые обязательно будут прочитаны.

Открытка напечатана ручной, двухцветной шелкографией на французской бумаге Canson Iris Vivaldi (240 gm) в двух цветовых вариациях — Dark Grey и Light Grey. Каждую открытку я отправляю в конверте.


  Большое спасибо! Вы так же можете поддержать проект свободным пожертвованием, перечислив небольшую сумму на почтовые расходы и производство открыток.

Hic jacet

IMG_4492gggggggggfgfgf

«Hic jacet» в переводе с латыни означает первые слова надгробной надписи — «здесь покоится…». Отлитый бетонный камень размещен как часть уже имеющейся брусчатки в Нижнем Новгороде в районе пересечения улиц Варварская и Октябрьская (6°19’20.2″N 44°00’40.3″E). Как «камень преткновения» (Stolpersteine), брусчатый камень с надписью выполняет роль городского мемориала, закрепляющего историю за конкретным местом.
Перекраиваемый город меняет одну мостовую на другую, старый фасад на новый, гражданина на случайного прохожего, но неизменным остается только одно — самое главное. Здесь, под этой брусчаткой, покоится все то, что перестало жить в этом городе вместе с тем, что мешало ему дышать.

Выставка “Обратно домой”

111

В Нижнем Новгороде в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции с 15 сентября по 29 октября проходила выставка современного искусства «Обратно домой». Музей впервые открыл свои двери после перемещения его экспозиции в другое выставочное пространство в 2013 году. Будучи центром уникально сложившегося квартала городской деревянной усадебной застройки, впервые упомянутого в официальных документах в 1833 году, это здание, расположенное по адресу ул. Максима Горького, 127 стало музеем-квартирой сестер Невзоровых в 1967 году. Ровно через 50 лет выставка «Обратно домой» объединила усилия художников, исследователей и краеведов вокруг квартала деревянной исторической застройки, чтобы некогда пустые комнаты музея снова стали настоящим домом.

Выставка «Обратно домой» рассказывает не только о истории Музея Нижегородской Интеллигенции, но и обращает внимание на понятия, связанные с пространством, в котором проходит выставка. Одной из таких тем для художников стало понятие дома, как места, определяющего дальнейшее развитие человека в течении всей его жизни. Именно «домом» называли в прошлом музей, чья экспозиция состояла в основном из воссозданного быта нижегородский разночинной интеллигенции.

В выставке принимали участие нижегородские художники: Андрей Дружаев, Андрей Оленев, Александр Лавров, Антон Мороков, Лена Топтунова, Яков Хорев, а так же приглашенные художники Иван Новиков (Москва) и Фло Кеасару (Эстония).

Вы можете ознакомится с материалами о выставке прочитав гид по её экспозиции – http://artguide.com/posts/1333 или же посетив сайт проекта http://intelligentsia-museum.ru/

IMG_3524

IMG_3541

IMG_3554

IMG_3573

IMG_3697

 

Интеллектуальный труд

IMG_3418

«Интеллектуальный труд» — это надпись выполненная на мраморной плите, найденной в здании Музея нижегородской интеллигенции, закрытого в 2013 году. Главным моим делом в 2017 году стала выставка «Обратно домой» — проект на стыке современного искусства и краеведения, изучающей забытые пласты истории музея, которые превратились в белые пятна на карте Нижнего Новгорода.

Во время работы над проектом обнаружились мифы и распространенное заблуждение о том, что термин «интеллигенция» практически полностью равнозначен профессиональному интеллектуальному труду. Для иллюстрации этого искаженного понимания я решил визуализировать «интеллектуальный труд» путем «ручного труда», создав своего рода логическую ловушку, усложненную тем, что буквы выбиты не самим автором, а по заказу профессиональным каменщиком.

Произведение воплощает в себе сложность толкования любого понятия без учета окружающего контекста. Нарочито не художественная форма скрывает в себе вопрос о том, как объект становиться искусством, а так же иллюстрирует отношения художника и производителя, помощника или рабочего, которые задействован в создании работы, но остаются в тени «интеллектуального труда» автора.

Nemo Me Impune Lacessit

IMG_2086q

Nemo Me Impune Lacessit
бетон, метал
116×58 см
2017

Барельеф “Nemo Me Impune Lacessit” (с лат. “Никто не тронет меня безнаказанно”) говорит о современной проблематике путем цитирования традиционных культурных кодов. Образ сорного растения становится символом “лишнего человека”, меньшинства или современного “homo sacer”, находящегося в стоянии постоянного вытеснения из социальной жизни. Выполненный в технике литья бетона в вырезанную вручную деревянную форму, полученный оттиск напоминает надгробную плиту, призванную остановить потерю информации во времени. Доступный и по-городскому банальный бетон сменяет камень, своими неровностями и сколами мимикрируя под случайно дошедший до нас артефакт истории.

IMG_2091q

IMG_2097q

IMG_2098q

Et in Arcadia ego

IMG_1835

“Et in Arcadia ego” (Я тоже был в Аркадии)
Отлитая форма из бетона, 66×47 см
Ул. Пискунова 35, Нижний Новгород, 2017

Цитата, отсылающая к художественной попытке осмыслить вопрос мортальности. Чтение этой надписи – ловушка, которую нельзя миновать, это как упражнение в “futurum exactmu”, постижении будущего прошедшего, постижении его сейчас. Надпись воссоздаёт момент, когда случайный прохожий встречается с местом, которое «говорит» с ним, с помощью слов или безмолвствуя, являя нечто известное, но забытое или застывшее ровно до того момента, пока прохожий не оказался именно в этом месте.

Я слышу в «Et in Arcadia ego» всю суть противоречий в вопросе описания мортальности. Читая эту надпись, ты едва успеваешь её закончить, как она обгоняет и застает тебя врасплох, сталкиваясь с твоим затылком.

IMG_1864

IMG_1827
Дом, на котором размещена работа, является уникальным зданием в стиле модерн в Нижнем Новгороде, находящееся в частных руках. Два года назад одна из стен дома стала разрушаться и падать. Собственник задумал вместо реставрации снести дом и воссоздать его заново в новых материалах, но пока этот проект не был окончательно одобрен.


Полибий описывает Аркадию, находящуюся в Пелопоннесе как «бедное, голое, скалистое и спокойное место». Именно словами поэтов Аркадия превращается в мифические земли счастья (у Феокрита и Вергилия). Но Аркадия — это территория дуализма. Один из самых известных жителей Аркадии — Пан, играет музыку на флейте, которая одновременно поет оду многообразию природы и побуждает к внезапному гневу и панике.

Никола Пуссен написал одно из своих самых известных произведений «Пастухи в Аркадии» по стопам своего более раннего варианта, полотна на котором были изображены череп и саркофаг. Эрвин Панофский считает, что в этом переходе от одной версии к другой находит отражение чуть ли не эпохальное изменение концепции смерти — от внушающего страх «memento mori» к умудренно-спокойному приятию собственной бренности именно в изображении пасторальной идиллии. В данный момент излишним представляется вопрос, чей голос звучит в надписи на надгробии — голос умершего или голос самой смерти. Изображенные на картине фигуры не разговаривают, они читают надпись. В этом случае чтение — это значит упражняться в «futurum exactum», постигая будущее прошедшее, постигая его сейчас. С другой стороны, изображенная на картине надпись оборачивается для зрителя ловушкой, которая захлопывается в тот момент, когда он пытается ее прочитать. Всякого, кто в надписи на картине ищет объяснения картины, ожидает разочарование. Чтение, в данном случае никак не являющее собой источник света, порождает тень, затемняет смысл картины, который не сводится к смыслу прочитанной надписи.

Выставка “Жизнь живых”

DSC_1659

«Жизнь живых» — масштабная выставка в Арсенале, посвященная отношениям искусства и города. Предметом исследования кураторов и художников стал исторический центр Нижнего Новгорода, все компоненты которого — люди, растения, животные и уходящая деревянная архитектура — рассматриваются как единая экосистема.

Проект «Жизнь живых» состоит из двух частей. Первая часть — музейная — основана на коллекции Государственного центра современного искусства (Москва) и представляет произведения российских и зарубежных авторов, которые по теме, форме или материалу созвучны городскому пространству Нижнего Новгорода. Впервые в таком объеме в Арсенале были показаны произведения таких звезд мирового искусства, как Яннис Кунеллис, Штефан Балкенхол, Эрвин Вурм, Александр Родченко, Борис Турецкий, Гюнтер Юккер и др. Также музейная дополнена артефактами городской среды, собранными куратором Артемом Филатовым.
Вторая часть проекта — арт-резиденции — включает выставочные произведения и городские интервенции, сделанные специально приглашенными художниками по итогам пребывания в Нижнем Новгороде. По многочисленным просьбам зрителей в Арсенале был снова показан «Живой уголок» — инсталляция художника Владислава Ефимова, посвященная нижегородской деревянной архитектуре. Именно с «Живого уголка» началась в 2013 году история художественных исследований городского пространства, выросшая к лету 2016 в проект «Жизнь живых».

Команда проекта:
Кураторы: Алиса Савицкая, Артем Филатов
Архитектор: Миша Маслов
Координатор: Дина Сафина
Художники-резиденты: Алексей Булдаков (Москва), Илья Долгов (Воронеж / Кронштадт), Владислав Ефимов (Москва), Ольга Кройтор (Москва), Александр Лавров (Нижний Новгород), Лера Лернер (Санкт-Петербург), Игорь Поносов (Москва), Тимофей Радя (Екатеринбург).
Художники музейной части: Штефан Балькенхоль, Эрвин Вурм, Анки ванн Доген, Юрий Злотников, Алена Кирцова, Гийом Кремон, Нина Котёл, Яннис Кунеллис, Даниэла Перего, Нафтали Ракузин, Андрей Ройтер, Михаил Рогинский, Александр Родченко, Надежда Столповская, Борис Турецкий, Вадим Фишкин, Игорь Шелковский, Гюнтер Юккер, Сильвия Явен.

DSC_1022

DSC_1663

DSC_1092

DSC_1083

DSC_1013

DSC_1054

В руках жабы

scan-161223-0001Дорогие друзья! Вот уже в третий год я выпускаю открытки, которые я рассылаю всем желающим по почте. В этом году открытка носит название «В руках жабы», вольно отсылая нас к викторианской традиции первых поздравительных новогодних открыток.

Я буду рад прислать вам открытки по почте или передать лично в Нижнем Новгороде, для этого вы можете просто сказать по какому адресу мне нужно ее отправить. Вы можете сообщить мне о том, что вы хотите получить открытку в любой социальной сети или же по почте filatov@anvilrosenkreuz.com . Если вы уже получали открытки в прошлых годах, я так же пришлю вам и новую открытку.

Открытки напечатаны ручной шелкографией на плотной бумаге Canson Colorline белого цвета, на задней части открытки находиться описание и мой личный штамп.
Количество открыток ограничено!

Тайный сад

secret-gardenГородской пустырь, расположившийся за синим строительным забором в результате того, как застройщик купил землю, заранее снеся все лишние строения, но по каким-то причинам, территория остается жить своей жизнью на долгие годы. Закрытый от людских глаз “сад” десятилетиями живет отдельно от остального мира, при этом находясь в центре города.

Инсталляция представляет из себя вариант охотничей или сторожевой вышки, выполненной из старого дерева. Возвышающаяся над территорией, на которой растут дикие растения и американский клен, она обозначает территорию исключения. Вышка может выступать, как объект защиты этой территории новыми самопровозглашенными хозяевами, которые пришли на место застройщика. С другой стороны, вышка может стать местом сакральным, некой «избой смерти» (домовина), которая повернута к лесу и является местом обряда инициации.

Выставка “Жизнь Живых”

13517417_535119056673506_6571968770229798443_o

«Жизнь живых» — новая масштабная выставка в Арсенале, посвященная отношениям искусства и города. Предметом исследования кураторов и художников стал исторический центр Нижнего Новгорода, все компоненты которого — люди, растения, животные и уходящая деревянная архитектура — рассматриваются как единая экосистема.

Проект «Жизнь живых» состоит из двух частей. Первая часть — музейная — основана на коллекции Государственного центра современного искусства (Москва) и представляет произведения российских и зарубежных авторов, которые по теме, форме или материалу созвучны городскому пространству Нижнего Новгорода. Впервые в таком объеме в Арсенале будут показаны произведения таких звезд мирового искусства, как Яннис Кунеллис, Штефан Балькенхоль, Эрвин Вурм, Александр Родченко, Борис Турецкий,Гюнтер Юккер и др. Также музейная часть будет дополнена артефактами городской среды, собранными куратором Артемом Филатовым.

Вторая часть проекта — арт-резиденции — включает выставочные произведения и городские интервенции, сделанные специально приглашенными художниками по итогам пребывания в Нижнем Новгороде. Участниками резиденций стали Алексей Булдаков (Москва), Илья Долгов (Воронеж / Кронштадт), Владислав Ефимов (Москва), Ольга Кройтор (Москва), Александр Лавров (Нижний Новгород), Лера Лернер (Санкт-Петербург), Игорь Поносов (Москва) и Тимофей Радя (Екатеринбург).

Кураторы: Алиса Савицкая, Артем Филатов

Архитектор: Миша Маслов
Координатор: Дина Сафина

Открытие состоиться 16 июля, 12:00 в рамках программы Дня рождения Волго-Вятского филиала ГЦСИ в Арсенале.
Подробнее по ссылке.