Postcards 2017

Postcard For the fourth time I’m continuing the tradition of sending a limited series of postcards at the end of the year. To get the hand silk-screen printed postcard, anyone can fill out the form and I will send him a postcard for free. This time you have a chance to support my annual project via donating a small sum of money for making and sending the postcards. In 2017 I worked mostly on the exhibition “Back home” at former Museum of Nizhny Novgorod intelligentsia. Almost impossible idea to bring the museum back to life even after the exhibition was closed remains very crucial for me. On the front door of the museum still hangs a partly damaged postal cut with metal framing that tells us “For mail” (Для писемъ). My home is that one day I will return to the museum and open it’s doors once again, that’s why I offer the people who get my postcard to send their postcards in return to the museum’s address. When we will return to the museum halls, I will find numerous mails, that would be read in some near future. The postcard is hand silk-screen printed with two colors on French paper Canson Iris Vivaldi (240 gm) in two color variations – Dark Grey and Light Grey. Each postcard will be in an envelope to prevent any damage.

Hic jacet

IMG_4492gggggggggfgfgf

«Hic jacet» в переводе с латыни означает первые слова надгробной надписи — «здесь покоится…». Отлитый бетонный камень размещен как часть уже имеющейся брусчатки в Нижнем Новгороде в районе пересечения улиц Варварская и Октябрьская (6°19’20.2″N 44°00’40.3″E). Как «камень преткновения» (Stolpersteine), брусчатый камень с надписью выполняет роль городского мемориала, закрепляющего историю за конкретным местом.
Перекраиваемый город меняет одну мостовую на другую, старый фасад на новый, гражданина на случайного прохожего, но неизменным остается только одно — самое главное. Здесь, под этой брусчаткой, покоится все то, что перестало жить в этом городе вместе с тем, что мешало ему дышать.

Выставка “Обратно домой”

111

В Нижнем Новгороде в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции с 15 сентября по 29 октября проходила выставка современного искусства «Обратно домой». Музей впервые открыл свои двери после перемещения его экспозиции в другое выставочное пространство в 2013 году. Будучи центром уникально сложившегося квартала городской деревянной усадебной застройки, впервые упомянутого в официальных документах в 1833 году, это здание, расположенное по адресу ул. Максима Горького, 127 стало музеем-квартирой сестер Невзоровых в 1967 году. Ровно через 50 лет выставка «Обратно домой» объединила усилия художников, исследователей и краеведов вокруг квартала деревянной исторической застройки, чтобы некогда пустые комнаты музея снова стали настоящим домом.

Выставка «Обратно домой» рассказывает не только о истории Музея Нижегородской Интеллигенции, но и обращает внимание на понятия, связанные с пространством, в котором проходит выставка. Одной из таких тем для художников стало понятие дома, как места, определяющего дальнейшее развитие человека в течении всей его жизни. Именно «домом» называли в прошлом музей, чья экспозиция состояла в основном из воссозданного быта нижегородский разночинной интеллигенции.

В выставке принимали участие нижегородские художники: Андрей Дружаев, Андрей Оленев, Александр Лавров, Антон Мороков, Лена Топтунова, Яков Хорев, а так же приглашенные художники Иван Новиков (Москва) и Фло Кеасару (Эстония).

Вы можете ознакомится с материалами о выставке прочитав гид по её экспозиции – http://artguide.com/posts/1333 или же посетив сайт проекта http://intelligentsia-museum.ru/

IMG_3524

IMG_3541

IMG_3554

IMG_3573

IMG_3697

 

Интеллектуальный труд

IMG_3418

«Интеллектуальный труд» — это надпись выполненная на мраморной плите, найденной в здании Музея нижегородской интеллигенции, закрытого в 2013 году. Главным моим делом в 2017 году стала выставка «Обратно домой» — проект на стыке современного искусства и краеведения, изучающей забытые пласты истории музея, которые превратились в белые пятна на карте Нижнего Новгорода.

Во время работы над проектом обнаружились мифы и распространенное заблуждение о том, что термин «интеллигенция» практически полностью равнозначен профессиональному интеллектуальному труду. Для иллюстрации этого искаженного понимания я решил визуализировать «интеллектуальный труд» путем «ручного труда», создав своего рода логическую ловушку, усложненную тем, что буквы выбиты не самим автором, а по заказу профессиональным каменщиком.

Произведение воплощает в себе сложность толкования любого понятия без учета окружающего контекста. Нарочито не художественная форма скрывает в себе вопрос о том, как объект становиться искусством, а так же иллюстрирует отношения художника и производителя, помощника или рабочего, которые задействован в создании работы, но остаются в тени «интеллектуального труда» автора.

Nemo Me Impune Lacessit

IMG_2086q

Nemo Me Impune Lacessit
бетон, метал
116×58 см
2017

Барельеф “Nemo Me Impune Lacessit” (с лат. “Никто не тронет меня безнаказанно”) говорит о современной проблематике путем цитирования традиционных культурных кодов. Образ сорного растения становится символом “лишнего человека”, меньшинства или современного “homo sacer”, находящегося в стоянии постоянного вытеснения из социальной жизни. Выполненный в технике литья бетона в вырезанную вручную деревянную форму, полученный оттиск напоминает надгробную плиту, призванную остановить потерю информации во времени. Доступный и по-городскому банальный бетон сменяет камень, своими неровностями и сколами мимикрируя под случайно дошедший до нас артефакт истории.

IMG_2091q

IMG_2097q

IMG_2098q

Et in Arcadia ego

IMG_1835

“Et in Arcadia ego” (Я тоже был в Аркадии)
Отлитая форма из бетона, 66×47 см
Ул. Пискунова 35, Нижний Новгород, 2017

Цитата, отсылающая к художественной попытке осмыслить вопрос мортальности. Чтение этой надписи – ловушка, которую нельзя миновать, это как упражнение в “futurum exactmu”, постижении будущего прошедшего, постижении его сейчас. Надпись воссоздаёт момент, когда случайный прохожий встречается с местом, которое «говорит» с ним, с помощью слов или безмолвствуя, являя нечто известное, но забытое или застывшее ровно до того момента, пока прохожий не оказался именно в этом месте.

Я слышу в «Et in Arcadia ego» всю суть противоречий в вопросе описания мортальности. Читая эту надпись, ты едва успеваешь её закончить, как она обгоняет и застает тебя врасплох, сталкиваясь с твоим затылком.

IMG_1864

IMG_1827
Дом, на котором размещена работа, является уникальным зданием в стиле модерн в Нижнем Новгороде, находящееся в частных руках. Два года назад одна из стен дома стала разрушаться и падать. Собственник задумал вместо реставрации снести дом и воссоздать его заново в новых материалах, но пока этот проект не был окончательно одобрен.


Полибий описывает Аркадию, находящуюся в Пелопоннесе как «бедное, голое, скалистое и спокойное место». Именно словами поэтов Аркадия превращается в мифические земли счастья (у Феокрита и Вергилия). Но Аркадия — это территория дуализма. Один из самых известных жителей Аркадии — Пан, играет музыку на флейте, которая одновременно поет оду многообразию природы и побуждает к внезапному гневу и панике.

Никола Пуссен написал одно из своих самых известных произведений «Пастухи в Аркадии» по стопам своего более раннего варианта, полотна на котором были изображены череп и саркофаг. Эрвин Панофский считает, что в этом переходе от одной версии к другой находит отражение чуть ли не эпохальное изменение концепции смерти — от внушающего страх «memento mori» к умудренно-спокойному приятию собственной бренности именно в изображении пасторальной идиллии. В данный момент излишним представляется вопрос, чей голос звучит в надписи на надгробии — голос умершего или голос самой смерти. Изображенные на картине фигуры не разговаривают, они читают надпись. В этом случае чтение — это значит упражняться в «futurum exactum», постигая будущее прошедшее, постигая его сейчас. С другой стороны, изображенная на картине надпись оборачивается для зрителя ловушкой, которая захлопывается в тот момент, когда он пытается ее прочитать. Всякого, кто в надписи на картине ищет объяснения картины, ожидает разочарование. Чтение, в данном случае никак не являющее собой источник света, порождает тень, затемняет смысл картины, который не сводится к смыслу прочитанной надписи.

Exhibition “Life of the Living”

DSC_1659

The Life of the Living is a new large-scale exhibition at the Arsenal dedicated to relations between art and city. The historical centre of Nizhny Novgorod was the subject of curators’ and artists’ research, all its components – people, plants, animals and dwindling wooden architecture – were regarded as one ecosystem.

The Life of the Living project consists of two parts. The first part – museum one – based on the collection of the National Centre for Contemporary Arts (Moscow) and presents artworks of Russian and foreign artists which in their theme, form or material correspond to the urban space of Nizhny Novgorod. For the first time the Arsenal halls will host so many works of the world art stars: Jannis Kounellis, Stephan Balkenhol, Erwin Wurm, Alexander Rodchenko, Boris Turetsky, Gunther Uecker and others. The museum part is complemented with artifacts of the urban environment collected by the curator Artem Filatov.

The second part of the project – art residences – includes exhibition artworks and urban interventions – results of invited artists’ stay in Nizhny Novgorod. By popular request, the Wildlife Corner project – installation of the artist Vladislav Efimov dedicated to the Nizhny Novgorod wooden architecture – will be shown once again. It was the Wildlife Corner project that in 2013 marked the start of artistic researches of the Nizhny Novgorod urban space which grew into the Life of the Living project by tsummer 2016.

The exhibition will present over 30 artworks: sculpture, painting, graphics, installations. Several publications are planned for the project: exposition guides and city map with certain objects marked on it – museums, architectural monuments, works of street artists – which are thematically related to the exhibition. The exhibition will also include a lyceum for classes and discussions, interactive zone where visitors will be able to share their recollections of their home city.

The project’s team:
Curators: Alisa Savitskaya, Artem Filatov
Architect: Misha Maslov
Coordinator: Dina Safina
Resident artists: Alexey Buldakov (Moscow), Ilya Dolgov (Voronezh / Kronshtadt), Vladislav Efimov (Moscow), Olga Kroyot (Moscow), Alexander Lavrov (Nizhny Novgorod), Lera Lerner (Saint Petersburg), Igor Ponosov (Moscow), Timofey Radya (Yekaterinburg)
Artists of the museum part: Stephan Balkenhol, Erwin Wurm, Ankie van Dongen, Yury Zlotnikov, Alena Kirtsova, Guillaume Kremon, Nina Kotyel, Jannis Kounellis, Daniela Perego, Naftali Rakuzin, Andrey Royter, Mikhail Roginsky, Alexander Rodchenko, Nadezhda Stolpovskaya, Boris Turetsky, Igor Shelkovsky, Gunther Uecker, Sylvia Javen.

DSC_1022

DSC_1663

DSC_1092

DSC_1083

DSC_1013

DSC_1054

В руках жабы

scan-161223-0001Дорогие друзья! Вот уже в третий год я выпускаю открытки, которые я рассылаю всем желающим по почте. В этом году открытка носит название «В руках жабы», вольно отсылая нас к викторианской традиции первых поздравительных новогодних открыток.

Я буду рад прислать вам открытки по почте или передать лично в Нижнем Новгороде, для этого вы можете просто сказать по какому адресу мне нужно ее отправить. Вы можете сообщить мне о том, что вы хотите получить открытку в любой социальной сети или же по почте filatov@anvilrosenkreuz.com . Если вы уже получали открытки в прошлых годах, я так же пришлю вам и новую открытку.

Открытки напечатаны ручной шелкографией на плотной бумаге Canson Colorline белого цвета, на задней части открытки находиться описание и мой личный штамп.
Количество открыток ограничено!

Secret garden

secret-gardenThis is one of the city’s wasteland, which is located behind blue metal construction fence. This land is empty because the developer who bought the land left it alone after demolishing all the structures located there. Now this territory lives it’s own life for about a decade. Covered from people’s eyes, this “garden” gave birth to a new island of nature in the busy center of the city.

The installation is a version of hunter’s or guard tower made of old wood. Staying high above the territory full of weeds and American maple, it marks the land of expulsion. The tower could be an object of defense, build by the new rulers of the land. On the other side it could be a sacred building, where the tradition of initiation in this new forest, where people move to reborn.

Выставка “Жизнь Живых”

13517417_535119056673506_6571968770229798443_o

«Жизнь живых» — новая масштабная выставка в Арсенале, посвященная отношениям искусства и города. Предметом исследования кураторов и художников стал исторический центр Нижнего Новгорода, все компоненты которого — люди, растения, животные и уходящая деревянная архитектура — рассматриваются как единая экосистема.

Проект «Жизнь живых» состоит из двух частей. Первая часть — музейная — основана на коллекции Государственного центра современного искусства (Москва) и представляет произведения российских и зарубежных авторов, которые по теме, форме или материалу созвучны городскому пространству Нижнего Новгорода. Впервые в таком объеме в Арсенале будут показаны произведения таких звезд мирового искусства, как Яннис Кунеллис, Штефан Балькенхоль, Эрвин Вурм, Александр Родченко, Борис Турецкий,Гюнтер Юккер и др. Также музейная часть будет дополнена артефактами городской среды, собранными куратором Артемом Филатовым.

Вторая часть проекта — арт-резиденции — включает выставочные произведения и городские интервенции, сделанные специально приглашенными художниками по итогам пребывания в Нижнем Новгороде. Участниками резиденций стали Алексей Булдаков (Москва), Илья Долгов (Воронеж / Кронштадт), Владислав Ефимов (Москва), Ольга Кройтор (Москва), Александр Лавров (Нижний Новгород), Лера Лернер (Санкт-Петербург), Игорь Поносов (Москва) и Тимофей Радя (Екатеринбург).

Кураторы: Алиса Савицкая, Артем Филатов

Архитектор: Миша Маслов
Координатор: Дина Сафина

Открытие состоиться 16 июля, 12:00 в рамках программы Дня рождения Волго-Вятского филиала ГЦСИ в Арсенале.
Подробнее по ссылке.